Ранним утром 12 сентября 1995 года границу Республики Беларусь пересек спортивный воздушный шар D-Caribbean, которым управляли американские аэронавты Алан Френкеля и Джон Стюарта-Джервиса. Оба спортсмена — пилоты на пенсии, имели огромный опыт воздухоплавания. Более того — Стюарт-Джервис был военным летчиком, воевал во Вьетнаме и Египте и даже был в 1956 году сбит недалеко от Сайгона.
Но с аппаратом, который легче воздуха и подчиняется только движению воздушных потоков, справиться спортсменам не удалось. Гонка на кубок Гордона Беннета — одно из самых престижных соревнований в истории воздухоплавания, началась для шара D-Caribbean и его небольшого экипажа в швейцарском Цюрихе, 9 сентября 1995 года, а закончилась трое суток спустя в белорусском лесу.
В 6.34 воздушный объект обнаружили белорусские пограничники и сразу же доложили на Центральный командный пункт противовоздушной обороны. После этого примерно полтора часа военные пытались выяснить принадлежность воздушного шара, запрашивая польские ПВО, из зоны контроля которых объект попал в небо республики. Но никто ничего не знал о нарушителе, а шар тем временем приближался к одной из военно-воздушных баз.
Версий у военных было немало, начиная с самой безобидной, с заблудившимся метеорологическим зондом и заканчивая наиболее неприятными — со шпионажем или крупной контрабандой. Многие офицеры, вовлеченные в обсуждение, были настроены решительно.
В 8.07 военному диспетчеру Брестской области позвонил глава регионального управления КГБ и поинтересовался, не оповещала ли его Польша о потере метеорологического зонда. Получив отрицательный ответ высокопоставленный офицер спецслужбы дал команду начать операцию по перехвату нарушителей. В 8.35 в небо был поднят вертолет Ми-24, который приблизился к шару и ждал команды.
С момента как Ми-24 взлетел и до атаки прошло всего 3 минуты и за это время у экипажа боевой машины произошли с землей совсем короткие переговоры:
« — 335, отчет о пути: высота воздушного шара, что там, какие подвесные грузы?
— Это 335, я на высоте 2000 метров, это на 200-300 метров выше.
— Понял. Есть подвесной груз?
— Висит подвесной груз, еще не определили, что там.
— Понял.
— Высота шара — 2300 метров. Он висит прямо на уровне с нами. Подвесной груз подтверждаю.
— Это радиальный, уничтожить шар.
— 335, будьте осторожны при стрельбе, чтобы снаряды не упали на населенные пункты.
— Понял.
— Давай заходи чуть выше, лупанем сверху ему.
— Какая дальность у нас?
— 600 метров.
— Огонь!»
После этого стрелок поразил шар тремя пулеметными очередями и в 8.54 командир машины доложил руководству, что объект уничтожен.
На поиски сбитого воздушного шара отправились военные, которые и обнаружили спустя 2,5 часа остатки аппарата и тела Алана Френкеля и Джона Стюарт-Джервиса в лесополосе в 4,5 км от города Береза, рядом с дачным кооперативом.
Единственным гражданским свидетелем трагедии была пенсионерка Валентина Соловей, чья дача находилась в 10 метрах от места падения шара. Женщина первая увидела тела американцев, которые находились в разбитой гондоле. Позднее женщина рассказала журналистам, что на телах погибших не было следов огнестрельных ранений и было ясно, что они разбились от удара об землю.
Это версия совпадает с официальной, представленной военными — стрелок Ми-24 не целился в гондолу, которую никто так и не удосужился рассмотреть, а стрелял в оболочку шара.
В момент падения оба воздухоплавателя находились на своих местах и, скорее всего, до последнего надеялись на чудо.
Тела отвезли в морг одной из больниц города Берёза, а над местом, где лежал шар, еще долго зачем-то кружил военный вертолет. К вечеру на место крушения приехал военный грузовик, в который погрузили то, что осталось от шара и увезли в Минск. Позднее в столицу отправили и погибших американцев.
Позднее многие участники кубка Беннета вспоминали, что пилоты злополучного шара не испытывали ни малейшего беспокойства, подлетая к границе Беларуси, и шутили в эфире о том, что давно планировали прогулку над постсоветским пространством. Бывшие лётчики не могли даже предположить, что их «гостеприимно» встретят 12,7-миллиметровыми пулями и «прогулка» закончится в морге города Берёза.
Организаторы гонки вообще не беспокоились об аэронавтах, так как были до последнего уверены, что экипаж шара успел получить разрешение на вход в воздушное пространство Республики Беларусь. При расследовании инцидента выяснилось, что в Белорусский центр организации воздушного движения (БЦОВД) ещё 31 марта 1991 года поступило официальное обращение о том, что с 9 по 12 сентября в воздушное пространство страны могут войти до 20 воздушных шаров, участвующих в кубке Беннета.
Из-за разницы в правилах оформления документов письмо кочевало из инстанции в инстанцию и было в итоге отложено в «долгий ящик». В результате этого ни гражданские, ни военные диспетчеры не получили информации о гонке воздушных шаров и возможных пересечениях границы участниками.
Халатность, бюрократия и глупость убили в мирное время боевого летчика Джона Стюарта-Джервиса, сумевшего выжить во Вьетнаме, и его спутника Алана Френкеля, который так мечтал полетать над бывшим СССР.
Белорусское правительство выразило сожаление по поводу инцидента, но не принесло официальных извинений.
«Мы призываем правительство Беларуси к совместным действиям и обеспечению того, чтобы все подразделения белорусского правительства... начали понимать, что то, как они справляются с этим инцидентом, и то, как они обращаются с американскими гражданами, на самом деле является издевательством», — заявил 16 сентября представитель Госдепартамента Бернс.
«Какими бы ни были обстоятельства, независимо от того, мог ли воздушный шар отвечать на радиовызовы белорусских военных или нет, стрельбу невозможно оправдать, — сказал он. — Более того, правительству Беларуси потребовалось 24 часа, чтобы просто уведомить нас об инциденте. Мы решительно протестуем и требуем полного расследования со стороны правительства Беларуси».
Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился создать государственную комиссию по расследованию авиационного происшествия.
Межгосударственный авиационный комитет Содружества Независимых Государств (СНГ) расследовал инцидент с участием представителей Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB) и авиационных властей Германии.
В своем окончательном отчёте комитет указал, что стрельба была открыта, потому что полёт не был разрешён, коммуникация с шаром по радио отсутствовала, на самом шаре не было опознавательных знаков.
Юрий Сиваков, тогдашний глава Совета безопасности Беларуси, защищал действия Беларуси. Он заявил, что любая страна при аналогичных обстоятельствах поступила бы так же.
«Как в таких случаях бывает: если летательный аппарат неопознанный появляется в чужом пространстве — любой страны, — сначала идут с ним переговоры, потом поднимают соответствующие силы ПВО, которые или входят в связь, или принуждают к посадке. Если даже не работает радиосвязь, есть целая отработанная система различных действий : крыльями помахать и так далее, чтобы принудить его к приземлению, или показать "следуй за мной". В данном случае шар не реагировал вообще, и это было очень странным на тот момент», —
По словам Сивакова, военные предполагали, что в гондоле воздушного шара могло быть «что угодно» — к такому выводу они пришли, потому что рядом находилась авиабаза и другие военные объекты.
Сиваков настаивал, что американцы умерли ещё до того, как их сбили. По его мнению, причиной могла стать нехватка кислорода на большой высоте. Другие специалисты не исключали, что американские воздухоплаватели действительно могли быть без сознания, но к земле летели всё же живыми.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко принес извинения президенту США Биллу Клинтону.
В первую годовщину трагедии демократические активисты из Березы установили на месте падения американских воздухоплавателей памятный знак - камень с надписью "Простите".
Источник: vk.com