В истории человечества найдется мало государств, которые были бы разъединены, но все-таки воссоединились и снова стали единым целым. Беларусь в этом плане — уникальный пример. 17 сентября 1939 года началась новая история нашей страны. На следующий день «СБ» пишет:
«Советское правительство считает своей священной обязанностью подать руку помощи своим братьям-украинцам и братьям-белорусам, населяющим Польшу (В. М. Молотов)».
Для убедительности вышесказанного на третьей полосе номера публикуется материал «Зверские издевательства над народами Западной Белоруссии» Приводим фрагменты: «Полицейские банды и дружины осадников ночью, как шакалы, совершают непрерывные налеты на деревни, выгребая зерно, фураж, холст, одежды и колесную мазь, не оставляя пропитания даже для детей. Так, например, в хуторе Дубровка ночью, несмотря на отчаянные вопли женщин и стариков, полиция, как саранча, очистила все дворы хутора, увела восемь коров и тринадцать овец. На отчаянные крики и просьбы стариков полицейские ответили избиением».
Еще один отрывок из материала «В борьбе против национального гнета»:
«Белорусский или украинский букварь польская полиция рассматривает как «революционную заразу» и подвергает пытке не только родителей, но и детей, у которых обнаруживается простой букварь белорусской грамоты. Белорусский крестьянин не имеет права иметь радиоприемник, рассуждать о войне, об СССР и вообще о политических вопросах. За все это ему грозит 15 лет каторги в концентрационном лагере Береза-Картуска, который расширяется с каждым днем».
* * *
Отметим, что за первые сутки были освобождены Молодечно, Воложин, Мир, Барановичи и Снов. На следующий день к ним добавились Лида, Новогрудок, Слоним, Волковыск…
В номере за 19 сентября «СБ» Якуб Колас так емко и точно обозначил события:
«Братья! Свершился суд истории. Жутким аккордом тревоги, слез, страданий, уничтожения и смерти кончается панское господство. В бездну невыносимого горя ввергло польское правительство свое государство и народы, а само сбежало позорно».
Население «кресов всходних» встречало Красную армию как освободительницу.
Вот как описывает события тех дней политрук РККА А. А. Матвеенко в материале «Боевой приказ выполнен» в номере за 19 сентября:
«Для встречи с нами люди приходили за 3 — 4 километра. Преподносили цветы, угощали фруктами. Бойцов и командиров окружали дети, просили показать им портрет товарища Сталина, советские деньги, советские книги. Белорусы-крестьяне рассказывали, что польские паны запрещали учиться на русском и белорусском языках».
Освобождение исконно белорусских земель от польского гнета позволило встретиться людям, которые еще вчера были разделены границей. Вот как показывает «СБ» 20 сентября 1939 года в статье «Волнующая встреча» атмосферу тех лет в местечке Радошковичи:
«Вместе с бойцами, командирами и политработниками РККА население ликовало, справляя праздник освобождения из-под панского гнета. С песнями о великом Сталине, о чудесной родине в гости к своим братьям и родственникам пришли колхозники из расположенных на нашей стороне сельхозартелей «Полымя», «Пагранiчнiк», ученики и учителя Роговской средней школы. Улицы местечка расцветились знаменами. Колхозники рассказывали о своей радостной зажиточной жизни, о своих сынах и дочерях — инженерах, командирах Красной Армии, ученых, агрономах и комбайнерах».
Воссоединение восточных и западных земель Белоруссии вызывало восторг и ликование на освобожденной территории, а также чувство единства и патриотизма населения БССР. 85 лет назад вступить в ряды добровольцев было делом чести для многих. В РККА стремились не только рабочие и колхозники, но и творческая интеллигенция. На имя Ворошилова и Пономаренко шли множественные коллективные обращения от артистов Белорусского государственного театра оперы и балета, Белорусского государственного драматического театра. Все просили считать себя мобилизованными. Вот что говорит в «СБ» Стефания Станюта:
«Я не ошибусь, — заявила она, — и выражу мнение всего коллектива, сказав, что все мы горим одним желанием быть на передовых позициях, быть в одной шеренге с доблестными воинами Красной Армии…»
* * *
А вот что пишет легенда белорусской журналистики, тогда еще 30?летний Ефим Садовский, в материале «СБ» «Радость крестьян деревни Стайки»:
«На митинге выступает белорус Набибович: «Тяжело жилось местным белорусам! Помещик Богданович нещадно эксплуатировал их. Он имел 200 коров, а у крестьян-бедняков не было ни одной. На Богдановича работало 40 батраков. На них страшно посмотреть — ободранные, голодные, несчастные.
Раньше в Западной Белоруссии хорошо жилось лишь помещикам Богдановичам, а теперь счастливо будет жить трудовой народ».
Чуть больше недели понадобилось Красной армии, чтобы к 25 сентября полностью освободить Западную Белоруссию от панского гнета. 2 ноября 1939 года Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу о принятии Западной Белоруссии в состав Советского Союза. Через 12 дней (14 ноября) Верховный Совет БССР принял закон о включении Западной Белоруссии в состав республики. Так Белоруссия обрела целостность, а белорусы — чувство единства и сплоченности.
85 лет назад белорусский народ доказал на деле свою силу, волю и независимость. И если бы не те события, еще неизвестно, сохранилась ли бы сегодня белорусская нация. Мы никогда не забудем страдания наших предков, радость освободителей и освобожденных, торжество справедливости. Беларусь помнит.