Для кого-то такой заголовок покажется излишне громким, однако события, разворачивающиеся в последнее время, не оставляют иных мыслей о будущем развитии ситуации.
Для начала напомним, что после Второй Карабахской войны осенью 2020 г. и «Однодневной» войны в сентябре 2023 г., в результате успеха которых под контроль Азербайджана целиком перешла территория Нагорного Карабаха, все еще остается нерешенным ключевой вопрос – транспортное сообщение с Нахичеванью, отделенной от основной части Азербайджана территорией Сюникской области Армении.
С целью разрешения данной ситуации Азербайджан активно продвигал политико-экономический проект т.н. «Зангезурского коридора» – не подконтрольной Армении транспортной артерии, проходящей через армянскую территорию и связывающую между собой одну часть Азербайджана с другой. По понятным причинам, даже несмотря военные поражения, данный проект категорически не устраивает власти Армении.
Так вот, подводящие к новому конфликту факторы условно можно разделить на внешние и внутренние.
Одним из ключевых внешних факторов являются идущая СВО на Украине. Россия, до недавних пор являющаяся основным союзником Армении, все еще по уши втянута в данный конфликт и фактически сейчас не в состоянии осуществлять армянам ни военные поставки, ни тем более напрямую участвовать в будущем конфликте даже в рамках ОДКБ.
Вместе с этим, другим внешним фактором выступает то, украинский конфликт целиком оттягивает на себя внимание стран НАТО и Евросоюза, которые могли бы политически влиять на обе стороны (подталкивания Армению на мирные уступки, одновременно влияя на Азербайджан для его отказа от военных мер). А то внимание, что еще осталось, засасывает все еще идущая война Израиля с ХАМАС. При этом лоббистские возможности Армении ни в пример слабее Азербайджана.
Внутренним отрицательным фактором для Армении (и внешним положительным для Азербайджана) выступает вялотекущий политический кризис на фоне военных поражений, и как следствие пораженческие настроение в глубине общества. Другой рядом стоящий фактор — это слабость армянской армии, ее техническая и количественная отсталость перед ВС Азербайджана, усугубленная ранее понесенными тяжелыми потерями в ключевой для обороноспособности технике. Сейчас Армения пытается восстановить и нарастить боеспособность армии путем закупок у Франции и Индии, однако на получение всей необходимой техники и ее освоение потребуется время.
При этом, Азербайджан находится сейчас на пике своей военной мощи, и с учетом полученного в ходе боевых действий опыта, продолжает активные закупки для своей армии, что внутренний положительный фактор для него. Власть Азербайджана стабильна, а недавние досрочные выборы, проведенные на фоне победных настроений после окончательного захвата Карабаха, наделили Алиева достаточной легитимностью для таких шагов. Однако, подъем патриотизма не вечен, поэтому окно возможностей для его использования не так широко. При этом, тикающим таймером являются и уже упомянутые закупки Арменией военной техники, которая рано или поздно прибудет в страну и будет освоена, что создаст в будущем излишние проблемы Азербайджану в случае запоздалого решения о начале войны.
Одновременно со всем этим, Азербайджан проводит учения в приграничье с привлечением мобрезерва и опытных ветеранов прошлых войн, а на фоне отказа от делимитации (установления) границы с Арменией, местные СМИ и каналы начали дружно использовать такой интересный и вполне однозначный для понимания термин - «условная граница».
Это далеко не все складывающиеся паззлы, однако если подводить краткий итог, то ближайшие месяцы , по совокупности факторов, являются наиболее благоприятными для Азербайджана в решении вопроса с транспортной доступностью в Нахичевань. А с учетом того, что в публичном поле не прослеживается никаких заметных подвижек по мирному урегулированию, но лишь громче звучат барабаны, не сложно догадаться, каким путем будет решен данный вопрос.
Источник: vk.com